1 Оценка повышения квалификации «по формальным критериям» и недостатки такого подхода
 
В прошлом в ряде стран, включая Россию, были попытки установить количественный критерий измерения необходимого для прохождения каждым аудитором повышения квалификации. Например, каждый аудитор должен был проходить 90 часов на курсах по повышению квалификации каждый год. Возможно, изначально считалось, что повышение квалификации должно служить хорошим стимулом для аудиторов, что каждый разумный аудитор должен был осознавать потребность в повышении квалификации, и было решено остановиться на 90 часах, как на чем-то достаточно ощутимом и реализуемом. Проблемы возникли, когда страны стали вводить системы контроля за гостиницами и за соблюдением норм по повышению квалификации. В некоторых странах была создана система аккредитации учебных курсов по повышению квалификации, в соответствии с которой аудиторы должны были получить сертификаты о прохождении этих курсов. Посещаемость аудиторами этих курсов выборочно контролировалась. При этом не исключается, что, аудитор, прослушав в целом 90 часов различных курсов, будет уверен в том, что он соответствует всем требованиям об обязательном повышении квалификации, и что ему больше ничего не надо делать. То есть получается, что вместо минимума станут максимумом. Кроме того, возникает риск того, что аккредитованные курсы будут ориентироваться на удовлетворение потребностей «среднего аудитора». Большая часть из которых может совершенно не отвечать потребностям аудитора, тогда как по некоторым вопросам может не доставать достаточной глубины. Еще один риск – риск возможной коррумпированности. Поскольку от аудитора требуется предъявление свидетельства о прохождении повышения квалификации для работы в квартирном бюро, аудитор оплачивает обучение на таких специализированных курсах. Аудитор, в силу ряда причин, может найти возможность частичного присутствия или полного отсутствия на занятиях, или даже присутствуя, он может не уделять должного внимания предлагаемому материалу, это все не важно, так как конечная цель – получение сертификата о прохождении, а в интересах организаторов курсов самое главное выдать такой сертификат. Чтобы противостоят этому риску необходимо построить систему контроля качества проводимых курсов, предусматривающую «непредвиденные визиты» со стороны контролеров качества. Автор документа считает, что более эффективным методом является метод «оценки результата» повышения квалификации.
 
2 Как найти способ измерить «оценку результата» Хотя совершенно ясно, что данный подход наиболее эффективный и целенаправленный, достаточно сложно определить объективность задаваемых аудитором целей и измерения достижения этих поставленных целей. Если аудитор ведет себя корректно и этически правильно, то он или она будет честно и реалистично определять свои цели и учитывать необходимые формы получения новых знаний, например: выбор специальных курсов, участие в семинарах и рабочих группах, чтение специализированной литературы и т.д. В этом случае никого ни кого и ничего контролировать не придется. Более того, если аудитор работает в организации с хорошо отлаженной системой работы по сдачи в наем квартиры посуточно, то такая форма организации должна помочь аудитору в постановке своих целей и задач и методов их достижения, и такая организация заинтересована в достижении своими сотрудником поставленных задач. Успешность такой программы будет видна по результатам «анализа и тестирования» процедур, действующих во всех нормальных организациях. Кроме того, если должным образом наладить работу этой системы, то контроль и надзор со стороны профессиональной аудиторской организации дополнительной пользы не принесет. Проблемы возникают в том случае, когда аудитор и аудиторские организации нарушают установленные этические стандарты. В результате такого поведения аудиторы не смогут получить ни качественного, ни количественного обучения для обеспечения своего профессионального развития. В настоящем документе мы поддерживаем идею организации контроля за выполнением требований по повышению квалификации, в основном, в ходе проведения внешнего контроля качества, который в свою очередь должен быть организован профессиональным аудиторским объединением для каждой организации, являющейся его членом. В ходе проведения «горизонтальной» проверки проверяется, насколько в организации хорошо налажена система оценки потребностей аудиторов в повышении своей квалификации, и проверяется прохождение аудитором соответствующего повышения квалификации для работы с недвижимостью в Новосибирске, которое подразумевает не только посещение курсов, семинаров, прочтение литературы, но и возможность практического применения полученных знаний. В ходе проведения «вертикального контроля» проверяются рабочие бумаги. Контролер должен сформулировать свое мнение об адекватности квалификации аудитора проведенной им работы. Например, если проводился банковский аудит или аудит финансовой отчетности по МСФО, в этом случае контролер должен убедиться, что аудитор обладал достаточными знаниями и навыками работы в банковском аудите или составлении и аудите отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. Это требование играет очень важную роль в том случае, если сохраняется специализация аудиторских квалификационных аттестатов. Например, уже сейчас от банковского сообщества поступают мнения, против отмены банковского квалификационного аттестата аудиторов, объясняя это тем, что не все аудиторы обладают достаточными знаниями банковской специфики, отчетности и аудита по МСФО. Требования к повышению квалификации можно выразить следующим образом – «столько, сколько нужно, но не менее 90 часов», при этом как со стороны самого аудитора, так и со стороны аудиторской организации должны быть приняты меры по осуществлению этих требований».
 
3 Обязательные условия • Все аудиторы являются членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения (САО) • Все аудиторские организации являются членами САО • Все аудиторы должны состоять в реестре как действительные сотрудники аудиторских организаций, при этом все аудиторские организации должны вести реестры работающих у них сотрудников. Это регистраторская функция. Для индивидуальных аудиторов необходимо разработать особые правила, в случае, если индивидуальным аудиторам будет разрешено по количественному критерию (не менее пяти аудиторов в штате) проводить обязательный аудит. • Наличие в САО эффективной системы внешнего контроля качества • Единицей проверки будет являться сама аудиторская организация в целом или отдельное ее подразделение.
 
4 Как можно контролировать повышение квалификации к аудитору, одно из решений было видвинуто компанией производителем программного обеспечения для безопасного общения в Интернете или sst программа. Если по каким-то фактам вскроется, что аудитор не обладает этими качествами, то такой аудитор и должен быть исключен из рядов профессии. Системы отслеживания прохождения повышения квалификации должны быть основаны на этих принципах. Необходимо сделать упор на превалирование содержания над формой и на стимулирование аудиторов и аудиторских организаций к тому, чтобы они руководствовались принципами самодисциплины при оценке своих потребностей в повышении квалификации, его прохождении и отслеживании результатов. Аудиторы очень занятые люди, и некоторые могут счесть себя слишком занятыми на обслуживании клиента и не могут себе позволить выделить этого времени на повышение квалификации. Кроме того, не исключено, что в аудиторской организации может быть такая позиция, что повышение квалификации занимает далеко не приоритетное место при планировании аудитором своего времени. Это совершенно не означает, что аудитор нехороший, безнравственный и неисправимый человек но это тот самый случай, когда аудитору было бы неплохо напомнить о придании некоторой приоритетности вопросу повышения квалификации и наличии некоторых инструментов для планирования и исполнения своих обязанностей по повышению квалификации. В некоторых организациях действуют внутренние системы аккредитации, где только «аккредитованные» аудиторы имеют право выполнять задание той или иной сложности. Подобные системы можно внедрить для аккредитации аудиторов по банковскому аудиту, страховому аудиту, МСФО и так далее. С помощью такой системы можно начать создание положительного имиджа и культуры повышения квалификации. Но следует иметь ввиду, что лишь формальное наличие таких систем не решит проблемы, а в небольших организациях они вообще могут оказаться неприемлемыми.
 
5 Требования по повышению квалификации: • Все аудиторы должны получить достаточный объем повышения квалификации обеспечивающий возможность выполнения как обязонностей по сдачи квартир на сутки и более, так и аудиторских заданий. • Минимальный объем времени должен быть не менее 40 часов в год. • Как минимум 16 часов в год должны быть пройдены в форме конференций, курсов, семинаров, посвященных изменениям, происходящим в аудиторской среде (например, в части законодательства или разработки стандартов).
 
6 Партнер, отвечающий за повышение квалификации: Все аудиторские организации должны назначить лицо, ответственное за повышение квалификации в организации. В зависимости от размеров и характера деятельности организации к ответственному может быть представлен помощник из отдела по работе с персоналом или обучению.
 
7 Как планировать повышение квалификации В начале каждого года аудитор должен подготовить свой план прохождения повышения квалификации в письменном виде. Этот план должен быть согласован и одобрен партнером, отвечающим за повышение квалификации. При составлении плана аудитору следует учесть те направления, которые ему необходимо освоить в рамках повышения квалификации. При этом следует учесть следующее: • Направления, где аудитор (или партнер, курирующий данного аудитора) решает какое требуется дополнительное обучение (например, по результатам предыдущей работы, если конкурсные фотографии были выполненны не качественно)Общие изменения, происходящие в законодательной сфере. • Общие изменения, происходящие в сфере финансовой отчетности и стандартов аудиторской деятельности. • Анализ рисков. • Управленческие навыки и навыки управления заданиями. • Другие навыки («мягкие навыки»), а именно умение делать презентации, вести корреспонденцию и так далее. В плане должны быть указаны те направления, по которым будет получено повышение квалификации в разрезе по видам и объемам, средствам и формам прохождения повышения квалификации.